В начале июня в компании друзей путешествовал по маршруту «Усадьбы Владимирской области» которую я разработал вместе с Сергеем Каменевым в рамках проекта путеводителя «Тотал Флэйм Роад» ознакомится с которым можно на одноименной странице в Фейсбук. https://www.facebook.com/totalflameroad/
Маршрут по усадьбам подготовлен специально для интересного путешествия на Блюз-байк фестиваль Суздаль, который пройдет 24-26 июля. http://www.festivalsuzdal.ru/
Наматывая километры по Владимирской губернии, не мог не отметить грустную однообразность музыкальных предпочтение радиостанций. Перелистывая волны станций от шансона, Газманова, Любэ до ретро 80-х, грустил по блюзу, так не популярного у местных диджеев.
Вечером в Суздале у костра, обсуждая послевкусие мотопутешествия Дима Хитров достал губную гармошку и заиграл неспешную музыку.
В паузе я поделился, как не хватало сегодня таких мелодий. Заговорили о блюзе и его исполнителях, владеющих губной гармошкой в совершенстве. Володя Кашкин, покопавшись в телефоне включил мелодию, от которой по спине побежали мурашки. Это была Индиара Сфайр (Indiara Sfair) и её "импровизация до минор" с Артуром Совински.
https://youtu.be/uIss2Qmmc5k
Чтобы понять, как ее музыка влияет на людей, достаточно прочитать комментарии под этим роликом в ютьюб. «Не могу перестать слушать это снова и снова. Невероятно ...» «Она говорит так много, не говоря! о мой Бог» «Я никогда не слышал, чтобы так звучала гармоника. У меня мурашки по коже! «Отлично, замечательно, волшебно !!!» «Услышав тебя; никогда тебя не забуду…"
Индиара родилась в Южной Америке в городе Куритиба в Бразилии. Это средний город по меркам Бразилии с населением около двух миллионов человек. Семья Сфайр очень музыкальна. Отец был блюзовым певцом, дядя великолепный пианист, отчим был отличным гитаристом, брат барабанщик, а мама всегда вдохновляла семью в музыкальном и артистическом плане. В доме были фортепьяно, гитары, флейты, барабаны, каждый раз, когда мама находила другой инструмент, и могла его купить, она приносила его домой.
Школа, в которой учился Индиара, отдавала приоритет в изучении музыки и искусства. Сфайр росла, слушая много блюза, рок-н-ролла, нью-эйджа и солнечную бразильскую музыку. Индиара говорит, что её кумирами в детстве были Эрик Клэптон и Дэвид Гилмор. «Я знаю, что они не играли на гармонике, но они великие музыканты, которыми я восхищаюсь больше всего! Я без ума от их песен! Но если говорить о губной гармошке, то мой любимый музыкант Карлос Дель Джунко! Я люблю мелодии его песен.»
Индиара получила свою первую гармонику от друга, когда её исполнилось пятнадцать лет. Это был подарок на день рождения. «Он знал, что мне нравятся блюз, поэтому подарил мне этот музыкальный инструмент. Он не мог догадаться, что дал мне что-то гораздо более ценное, чем просто гармошка.» Вспоминает она. «Это была очень хорошая гармоника бразильского бренда под названием Hering. По-настоящему народный инструмент, очень дешевый с действительно хорошим звучанием.»
Позднее, когда Сфайр впервые попробовала инструмент от Hohner Marine Band 1896, она с ним больше не расставалась. Так она отзывается о своей гармошке: «Я Никогда не хотела играть на другой гармонике. Для моего стиля этот инструмент подходит идеально. У него чистый, яркий звук и играть на нем проще. я всегда рекомендую его всем, кто начинает играть на губной арфе.»
Сначала Индиара училась игре сама, затем брала уроки у Бена Чериа (Benê Chireia), великого исполнителя на гармонике из её родного города. Затем были ещё несколько учителей гармоники. «Я люблю менять учителей, у каждого свой стиль и способ обучения, я считаю полезным учиться у нескольких человек.» говорит Сфайр.
Прошло всего шесть месяцев после того, как Индиара начала учиться играть на гармошке, когда она создала блюзовый дуэт с Рикардо Мараньяо. Это было в 2009 году, и дуэт назывался Double Blues. В 2011 году Сфайр выступила с Бадди Гаем и это её по-настоящему окрылило. В марте 2017 года Сфайр приехала в США, в Нэшвилл, чтобы играть в блюз-клубах и стала частью группы Milk'n Blues, которая выступает и по сей день. Группа в основном исполняет каверы, но на фестивалях Индиара исполняет свою музыку.
О различиях публики в Бразилии и США Сфайр говорит следующее: «Блюз — это музыкальный стиль, который является частью американской культуры. Поэтому аудитория в США очень восприимчива и открыта к Блюзу. Но в целом в любой стране многое зависит от того, где вы выступаете. Мне нравятся новые места и встречи с людьми, я пробую разные композиции играя для новой аудитории и чувствую вдохновение. Особенно, когда тебе платят за эти музыкальные эксперименты. Ничто не делает меня таким же совершенным и счастливым, как музыка.»
Индиара играет чистым звуком, единственный эффект, который она любит использовать — небольшая реверберация. Ей нравится медленное гортанное вибрато, которым она вдохновенно исследует мелодии и темы в песнях вместе со слушателями.
О губной гармошке она отзывается так: «Мне больше всего нравится в этом маленьком инструменте то, что он может плакать и выражать свои чувства очень правдоподобно. Гармоника — это маленький, но очень богатый инструмент для музыкального выражения. Помимо музыкального значения, он представляет в моей жизни реализацию всего, о чем я мечтала. Он показал мне, что с преданностью, любовью и трудолюбием можно достичь целей и быть признанными за это. Гармоника принесла мне большие достижения, много друзей и дала мне карьеру. Она пронизывает все сферы моей жизни: финансовую, эмоциональную, социальную и профессиональную. Гармоника приносит хорошие чувства людям, которые ее слушают. Я могу обращаться к большому количеству людей и много путешествовать, чтобы сыграть для них вживую.»
Индиара Сфайр в качестве совета людям начинающим играть на губной гармошке рекомендует всего пару вещей. «Играть немного каждый день лучше, чем много, но раз в неделю.» «Найти свой собственный стиль игры ... Самое прекрасное в музыке — это возможность прикоснуться к душевным струнам людей и лучший способ это сделать - сыграть для них так, как для вас по-настоящему важно.
В этот вечер путешествия ТОТАЛ ФЛЭЙМ Роад в ночном небе Суздаля звучала и звучала губная гармошка, на которой каждый из нас старался вывести самую важную мелодию, а в паузах наполняя пространство звучала волшебная Индиара Сфайр.