Как создаются лучшие мото-музыкальные фестивали России
Финансирование и вызовы:
Секреты управления платными и
бесплатными фестивалями
Приветствую вас, дорогие друзья и любители мотоциклетных приключений! Сегодня я хочу поделиться с вами своей историей о том, как я стал организатором двух совершенно разных по духу, но одинаково крутых мото-музыкальных фестивалей. Давайте отправимся в это увлекательное путешествие вместе!
Итак, представьте себе далёкий 2008 год. Первый фестиваль, который я устроил в Суздале, тогда ещё не имел названия. Мы просто написали на нашивках "Mini Bikini 2008". Это был бесплатный фестиваль, который больше напоминал празднование Дня рождения. На первый фестиваль приехало всего 60 человек, но знаете, что они принесли с собой? Тонны энтузиазма и невероятную атмосферу. Это было началом большого приключения.
Прошли годы. Мы набирались опыта, росли и развивались. Следующие три года я искал музыкальный формат и миксовал платные и бесплатные билеты. Бесплатные раздавал мотоклубам, а платными отсекал "не байкерскую тусовку". В 2011 году фестиваль наконец-то получил своё имя — SuzdalBlues, и я полностью перешёл на платный формат. Поскольку я всё равно финансировал всё из личных средств, я решил, что пусть будет мало народу, но зато та публика, которую я хотел бы видеть в пространстве фестиваля.
Фестиваль был убыточным семь лет, два года я шёл по нулям, и лишь на десятый год появилась первая прибыль. На пятнадцатый фестиваль у меня появились первые спонсоры музыкальных групп. Идея была простой и прозрачной — оплачивайте группы напрямую, и вам будет понятно, за что вы заплатили. И это сработало. На шестнадцатый фестиваль партнёров стало больше, а уровень групп значительно возрос.
"SuzdalBlues — это чистый слепок человека, который его делает. Жизненный опыт, мотивация заработать денег или развивать мото-культуру, образование, насмотренность других фестивалей и опыт управления большими проектами — всё это отражается в фестивале."
В 2020 году SuzdalBlues вошёл в 100 лучших блюзовых фестивалей мира по мнению Всемирного Фонда Блюза. Моя мотивация всегда была проста: создать место, где люди могли бы расслабиться, послушать хорошую музыку и насладиться обществом единомышленников. Вложив душу и сердце, я стремился сделать каждый фестиваль особенным. И знаете что? Это сработало. В мото-сообществе даже появилась присказка: если ты не был на SuzdalBlues, значит ты еще не настоящий байкер.
И вот, что мы имеем на сегодняшний день. SuzdalBlues — это не просто фестиваль. Это символ дружбы и единства мото-сообщества России. Мы стали самым знаковым событием в жизни байкеров, привлекая тысячи людей со всей страны. Это невероятное чувство — видеть, как твоя идея воплощается в жизнь и приносит радость такому количеству людей.
Теперь давайте поговорим о ещё одном потрясающем событии, которое случилось в этом году. Да-да, я говорю о фестивале ДВИЖЕНИЕ УРАЛ. Это совершенно другая история, но не менее увлекательная.
Идея создать фестиваль ДВИЖЕНИЕ УРАЛ появилась у властей Урала после посещения юбилейного 15-го фестиваля SuzdalBlues. Я предложил концепцию "самого крутого мото-музыкального фестиваля в России", но при условии, что власти поддержат бюджетом.
Понимая, что в одиночку идею такого фестиваля не потянуть, я предложил моими друзьями Дмитрию Хитрову и Владимиру Кашкину сделать вместе крутейший фестиваль на Урале и они к счастью, согласились.
Власти приняли концепцию, выделили бюджет, и фестиваль действительно стал самым крутым.
Организовать фестиваль — это как собрать мотоцикл из тысячи запчастей: нужно, чтобы все детали идеально подходили друг к другу. Мы выбрали в Екатеринбурге и Верхней Пышме идеальные локации для нашего мероприятия. Городские власти поддержали идею, и работа закипела. Первый фестиваль превзошёл все ожидания: 80,000 человек! Представьте себе, какая это была движуха! Гул моторов и музыка заполнили весь город, и атмосфера была просто невероятной.
Один из самых интересных аспектов этого фестиваля — его финансирование. В отличие от SuzdalBlues, ДВИЖЕНИЕ УРАЛ был бесплатным для всех гостей. И это стало возможным благодаря поддержке бюджета города и области, а также щедрым меценатам. Огромное спасибо всем, кто поверил в нас и помог сделать этот фестиваль реальностью. Без вас это было бы невозможно.
Бесплатный вход дал нам возможность привлечь огромное количество людей. Атмосфера была другой, но не менее захватывающей. Люди приходили семьями, с друзьями, и каждый находил что-то для себя. Моя мотивация оставалась неизменной: создать место, где каждый мог бы насладиться моментом и почувствовать себя частью большого сообщества. Бесплатный фестиваль — это как большой, заполненный людьми морской пляж, на который все пришли отдохнуть и расслабиться.
"Что ж, друзья, первый фестиваль ДВИЖЕНИЕ УРАЛ прошёл на ура. 80,000 участников — это не шутка. Это был невероятный опыт, и я рад, что смог внести свой вклад в создание такого события."
Мы показали, что мото-фестиваль может быть доступным для всех и при этом сохранять высокий уровень организации и веселья. Личные впечатления? Я до сих пор не могу поверить, что мы это сделали. Это было сложно, но каждое усилие стоило того.
"И вот здесь важно задать себе один вопрос: 'Продал бы я билеты на этот фестиваль и сколько бы народу пришло?' Даже если фестиваль бесплатный, это отличный тест на качество мероприятия."
Сравнение двух подходов
Ну что ж, дорогие друзья, теперь давайте разберём, как платное и бесплатное пространство влияют на атмосферу, участников и общий успех мероприятия.
Платный фестиваль, как SuzdalBlues, имеет свои плюсы: стабильный бюджет, возможность приглашать крутые группы и создавать качественную инфраструктуру. Но и минусы есть: не все могут позволить себе билет. Бесплатный фестиваль, как ДВИЖЕНИЕ УРАЛ, наоборот, доступен всем. Это привлекает огромное количество людей, создаёт атмосферу общедоступности и радости. Но финансирование зависит от спонсоров и бюджетов, что может стать вызовом.
Вот тут начинается самое интересное. Атмосфера на платном фестивале более камерная и, возможно, даже элитная. Люди готовы платить за качественный контент и комфорт. Это немного напоминает закрытый клуб, где все свои. На бесплатном фестивале атмосфера совершенно другая — это огромный семейный праздник, где каждый может прийти и насладиться событием. Здесь больше разношерстных участников, и вайб больше похож на «День города».
Как организатор, могу сказать, что оба подхода имеют свои уникальные преимущества и свои заморочки. Важно понимать, что успех фестиваля в конечном итоге зависит от мотивации и энергии организаторов.
Мотивации организаторов, властей и спонсоров
Мотивация организатора может быть разной: от желания быстро заработать до стремления развивать мото-культуру. Лично я всегда стремился создать атмосферу, в которой люди могут расслабиться, наслаждаться музыкой и общением.
Для властей мотивация обычно связана с улучшением имиджа региона, привлечением туристов и поддержкой местной культуры. Они видят в фестивале возможность показать город с лучшей стороны и сделать его привлекательным для гостей.
Спонсоры и меценаты часто мотивированы желанием поддержать интересные проекты и завоевать уважение в сообществе. Они видят в фестивале возможность прорекламировать свой бренд, улучшить репутацию и просто сделать доброе дело.
Риски и вызовы
Итак, поговорим о той части организации фестивалей, о которой не всегда хочется думать, но нужно — о рисках. Ведь как говорится, предупрежден — значит вооружен.
Организаторы платного фестиваля сталкиваются с множеством рисков. Недостаточная посещаемость, финансовые потери, проблемы с продажей билетов и погодные условия — это лишь вершина айсберга. Платный фестиваль требует тщательного планирования и умения справляться с неожиданностями.
С другой стороны, фестиваль, финансируемый властями, тоже имеет свои подводные камни. Зависимость от политической ситуации, бюрократические задержки, изменения в законодательстве и контроль со стороны властей могут значительно усложнить организацию. Но при правильном подходе и здесь можно найти решения.
"Работая с властями, важно уметь договариваться и добиваться того, чтобы власти не стали фактическими организаторами и не разрушили атмосферу фестиваля."
Нужно умение работать с бюджетами и "рекомендованными" властями подрядчиками, а также отстаивать лайнап, чтобы фестиваль не превратился в караоке бюрократов и не свалился в оголтелую пропаганду.
Как видите, организовать фестиваль — это как управлять мотоциклом на извилистой трассе: важно держать руль крепко и быть готовым к неожиданным поворотам. Риски есть всегда, будь то платный фестиваль или мероприятие, финансируемое властями. Но, как говорится, кто не рискует, тот не ездит на мотоцикле! Так что, друзья, если вы решились на этот увлекательный путь — будьте готовы ко всему и помните, что за каждой трудностью скрывается возможность для роста и новых достижений.
Заключение
Ну вот, друзья, мы подошли к финалу этой увлекательной поездки по миру мото-музыкальных фестивалей. Надеюсь, вам было так же интересно читать, как мне — вспоминать и рассказывать.
Мы поговорили о двух моих детищах: фестивале SuzdalBlues, который шаг за шагом превратился из скромного собрания 60 человек в грандиозное событие на 10,000 участников, и фестивале ДВИЖЕНИЕ УРАЛ, который, в формате бесплатного мероприятия, с первого раза, стал крутейшим фестивалем 2024 года и собрал ошеломляющие 80,000 человек. Мы обсудили, как разные подходы к организации — платный и бесплатный — могут повлиять на атмосферу и успех фестиваля. Главное, не забывайте задавать себе вопрос: "Продал бы я билеты на этот фестиваль и сколько бы народу пришло?" Это отличный тест на качество мероприятия.
Организация фестиваля — это непростой путь, полный рисков и вызовов, но и невероятных возможностей. Успех зависит от мотивации, энергии и способности справляться с любыми трудностями. Так что, друзья, если у вас есть мечта организовать фестиваль — дерзайте! И пусть каждый день будет для вас маленьким праздником. До встречи на фестивалях!