Журнал "Сахалинский календарь" 1895–1899 гг.:
Хроника культурного и научного возрождения Дальнего Востока
В конце XIX века, когда Сахалин был известен прежде всего как место каторги и ссылки, тяжёлая и беспросветная жизнь местного населения внезапно обрела луч надежды и просвещения благодаря выходу в свет "Сахалинского календаря". Этот журнал, издававшийся в посту Александровском (ныне Александровск-Сахалинский), стал первым и единственным печатным изданием своего времени на острове, открыв эпоху книгопечатания на Сахалине.
Исторический контекст и значение издания
Первый выпуск "Сахалинского календаря" в 1895 году стал знаковым событием для культурной и общественной жизни острова. На фоне суровых условий каторжного режима и изолированности региона издание журнала не только предоставило информацию, но и стало символом культурного пробуждения. За период с 1895 по 1899 годы вышло четыре выпуска, которые сыграли важную роль в документировании и распространении знаний о Сахалине.
Структура и содержание журнала
Каждый выпуск "Сахалинского календаря" состоял из двух основных разделов. Первый раздел включал официальные сведения: законодательные акты, административные правила, статистические данные о жизни каторжников и административной структуре острова. Здесь можно было найти информацию о количестве ссыльнокаторжных и характере их преступлений, состоянии тюрем, нормах питания, режиме работы арестантов, а также данные о заготовке леса, уловах рыбы, добыче угля и морской капусты, урожайности сельскохозяйственных культур, образовательных и социальных учреждениях.
Второй раздел был посвящён "материалам к изучению острова" и включал статьи, очерки и справки, подготовленные специалистами и местной интеллигенцией. Эти материалы освещали различные аспекты социально-экономической жизни, современные условия и проблемы Сахалина. Среди тем были путешествия по острову, земледелие, рыбный и лесной промысел, добыча угля, разведка минеральных богатств, климат и погодные условия.
Вклад Михаила Семёновича Мицуля
Одним из ключевых инициаторов создания "Сахалинского календаря" был Михаил Семёнович Мицуль – агроном, просветитель и исследователь Сахалина. В 1882–1883 годах он исполнял обязанности заведующего ссыльнокаторжными острова, активно решая как хозяйственные, так и административные вопросы. Его переписка, хранящаяся в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока, свидетельствует о его энтузиазме и приверженности делу создания этого уникального издания. Генерал-губернатор Восточной Сибири Д. Г. Анучин выразил Мицулю благодарность за его инициативу, но внезапная смерть Михаила Семёновича в 1883 году прервала его работу.
Культурное и научное значение
"Сахалинский календарь" стал важным культурным и научным феноменом. Он объединил людей, интересующихся Дальним Востоком, создав своеобразное научное сообщество. Авторами многих материалов были политические ссыльные, чьи статьи и очерки значительно обогатили содержание издания. Журнал также сыграл важную роль в документировании и популяризации знаний о природных и экономических ресурсах Сахалина, стимулируя дальнейшие исследования и экспедиции.
Наследие и редкость
Сегодня выпуски "Сахалинского календаря" являются библиографической редкостью, но продолжают быть ценным источником информации для исследователей, интересующихся периодом каторги, хозяйственным освоением и культурным развитием Сахалина. Несмотря на трудности, связанные с изданием и распространением, "Сахалинский календарь" быстро завоевал популярность и признание, что подтверждается строками из письма Б. О. Пилсудского Л. Я. Штернбергу от 19 января 1896 года: «Я хотел бы Вам прислать Календарь, но во 1) он очень дорог – (1 р. 50 к.), а 2) пока прислали в Рыковское 8 экземпляров и сейчас разобрали».
Заключение
"Сахалинский календарь" 1895–1899 гг. является уникальным памятником культурного и научного возрождения Дальнего Востока. Его страницы открывают перед нами мир далекого Сахалина, позволяя прикоснуться к жизни и труду людей, населявших этот суровый край. Анализируя материалы журнала, мы можем глубже понять исторический контекст и культурные процессы, происходившие на острове, и осознать важность сохранения и изучения этого ценного наследия. "Сахалинский календарь" остается не только важным историческим источником, но и символом культурного прогресса в самых отдалённых уголках нашей страны.
Максим Привезенцев
https://taplink.cc/max.privezentsev
Список литературы:
Совбан Л. Сахалинские календарники: библиогр. редкости // Советский Сахалин. – 2013. – 7 авг.;
Гридяева М. В. Издано на Сахалине // Вестник Сахалинского музея: ежегодник... – Южно-Сахалинск, 2000. – № 7. – С. 166–174; Пайчадзе С.
Начало книгопечатания на Дальнем Востоке // Дальний Восток. – 1979. – № 5. – С. 131.
Читать онлайн номер за 1896 год - https://files.fm/f/btjs83nw/
Хроника культурного и научного возрождения Дальнего Востока
В конце XIX века, когда Сахалин был известен прежде всего как место каторги и ссылки, тяжёлая и беспросветная жизнь местного населения внезапно обрела луч надежды и просвещения благодаря выходу в свет "Сахалинского календаря". Этот журнал, издававшийся в посту Александровском (ныне Александровск-Сахалинский), стал первым и единственным печатным изданием своего времени на острове, открыв эпоху книгопечатания на Сахалине.
Исторический контекст и значение издания
Первый выпуск "Сахалинского календаря" в 1895 году стал знаковым событием для культурной и общественной жизни острова. На фоне суровых условий каторжного режима и изолированности региона издание журнала не только предоставило информацию, но и стало символом культурного пробуждения. За период с 1895 по 1899 годы вышло четыре выпуска, которые сыграли важную роль в документировании и распространении знаний о Сахалине.
Структура и содержание журнала
Каждый выпуск "Сахалинского календаря" состоял из двух основных разделов. Первый раздел включал официальные сведения: законодательные акты, административные правила, статистические данные о жизни каторжников и административной структуре острова. Здесь можно было найти информацию о количестве ссыльнокаторжных и характере их преступлений, состоянии тюрем, нормах питания, режиме работы арестантов, а также данные о заготовке леса, уловах рыбы, добыче угля и морской капусты, урожайности сельскохозяйственных культур, образовательных и социальных учреждениях.
Второй раздел был посвящён "материалам к изучению острова" и включал статьи, очерки и справки, подготовленные специалистами и местной интеллигенцией. Эти материалы освещали различные аспекты социально-экономической жизни, современные условия и проблемы Сахалина. Среди тем были путешествия по острову, земледелие, рыбный и лесной промысел, добыча угля, разведка минеральных богатств, климат и погодные условия.
Вклад Михаила Семёновича Мицуля
Одним из ключевых инициаторов создания "Сахалинского календаря" был Михаил Семёнович Мицуль – агроном, просветитель и исследователь Сахалина. В 1882–1883 годах он исполнял обязанности заведующего ссыльнокаторжными острова, активно решая как хозяйственные, так и административные вопросы. Его переписка, хранящаяся в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока, свидетельствует о его энтузиазме и приверженности делу создания этого уникального издания. Генерал-губернатор Восточной Сибири Д. Г. Анучин выразил Мицулю благодарность за его инициативу, но внезапная смерть Михаила Семёновича в 1883 году прервала его работу.
Культурное и научное значение
"Сахалинский календарь" стал важным культурным и научным феноменом. Он объединил людей, интересующихся Дальним Востоком, создав своеобразное научное сообщество. Авторами многих материалов были политические ссыльные, чьи статьи и очерки значительно обогатили содержание издания. Журнал также сыграл важную роль в документировании и популяризации знаний о природных и экономических ресурсах Сахалина, стимулируя дальнейшие исследования и экспедиции.
Наследие и редкость
Сегодня выпуски "Сахалинского календаря" являются библиографической редкостью, но продолжают быть ценным источником информации для исследователей, интересующихся периодом каторги, хозяйственным освоением и культурным развитием Сахалина. Несмотря на трудности, связанные с изданием и распространением, "Сахалинский календарь" быстро завоевал популярность и признание, что подтверждается строками из письма Б. О. Пилсудского Л. Я. Штернбергу от 19 января 1896 года: «Я хотел бы Вам прислать Календарь, но во 1) он очень дорог – (1 р. 50 к.), а 2) пока прислали в Рыковское 8 экземпляров и сейчас разобрали».
Заключение
"Сахалинский календарь" 1895–1899 гг. является уникальным памятником культурного и научного возрождения Дальнего Востока. Его страницы открывают перед нами мир далекого Сахалина, позволяя прикоснуться к жизни и труду людей, населявших этот суровый край. Анализируя материалы журнала, мы можем глубже понять исторический контекст и культурные процессы, происходившие на острове, и осознать важность сохранения и изучения этого ценного наследия. "Сахалинский календарь" остается не только важным историческим источником, но и символом культурного прогресса в самых отдалённых уголках нашей страны.
Максим Привезенцев
https://taplink.cc/max.privezentsev
Список литературы:
Совбан Л. Сахалинские календарники: библиогр. редкости // Советский Сахалин. – 2013. – 7 авг.;
Гридяева М. В. Издано на Сахалине // Вестник Сахалинского музея: ежегодник... – Южно-Сахалинск, 2000. – № 7. – С. 166–174; Пайчадзе С.
Начало книгопечатания на Дальнем Востоке // Дальний Восток. – 1979. – № 5. – С. 131.
Читать онлайн номер за 1896 год - https://files.fm/f/btjs83nw/
Подготовленно для проекта "Маяки Сахалина" - Маяки Сахалина (sakhalin.fun)