Блог Максима Привезенцева

5 копеек о тексте Виктора Пелевина «KGBT+».

Нон-фикшн
Виктор Пелевин — один из любимых моих писателей до 2020 года, до выхода «Непобедимого солнца», словно репортер, раз в год публикует в издательстве «Эксмо» новые тексты.

В конце сентября вышло его новое произведение «KGBT+» которое я закончил читать в 70-летней юбилей кремлевского старца.

Символизм видимо не случаен, поскольку в ноябре Пелевину исполнится 60 и закат эпох «собирателя земель русских», и «актуального русского писателя» судя по речи первого в Георгиевском зале Кремля 30 сентября и второго по сухому и не литературному тексту «KGBT+» очевиден.

Хорошие оратор и писатель в прошлом, в 2022 году поражают макулатурной пустотой.

Оговорюсь, что разница между «лидером нации» и «самым раскрученным русским писателем» безусловно есть. Покупать книгу нас в принципе никто не заставляет, тогда как с «лидером» куда сложнее. Но все же, если уж «герои» добровольно не отказываются от своих ролей, то пытаться делать для потребителей свежие художественные или политические открытия, им все же нужно. Иначе самоповторы и чахоточный нафталин будет выдавать их заинтересованность в персональных выгодах.

Отсутствие эмоциональности, динамики и изобразительной силы в речах и текстах, оставшихся в прошлом юбиляров, говорит об их скуке и брезгливости по отношению к «государственным» и «литературным» подданым.

Завершу этот короткий отзыв словами Владимира Сорокина, по-прежнему для меня лучшего современного русского писателя, сказанные им во время встречи с читателями в Колумбийском университете, Нью-Йорк, 4 октября 2022 года.

«Во время войн литература держит паузу. Это не время писателей – время журналистов, публицистов, репортеров, политобозревателей. Это время жесткой публицистики. Романы о войне обычно писались уже после войны – вспомните “Войну и мир” или “Нагие и мертвые” (Нормана Мейлера). Поэтому это нормально, что журналистика сейчас собирает большую аудиторию, чем я – это естественно в такое время. Пройдет время и люди опять потянутся к прозе – и писать ее, и читать. Потому что захочется описать пережитое и прочитать это. Сейчас не время литературы».


Максим Привезенцев.