Картинами моего друга Жан Марка Кальве - французского художника,
живущего в никарагуанской Гранаде,
будет проиллюстрирована моя новая книга «Торговец дыма».
Реальность обманчива при дневном свете –
он лишь маскирует цветами монохромное пространство.
С Жан Марком в 2015 году меня познакомил мой друг Вильям Лопес, владелец ресторана и сигарного лаунжа в Гранаде, куда я люблю приезжать, завершая каждую рабочую поездку на сигарную фабрику Плаценсия в Эстели.
Чтобы описать все, что ему пришлось пережить в жизни, потребует отдельной книги. Но для понимания уникальности судьбы и таланта моего друга процитирую статью в журнале The Gardian о Жан Марке Кальве в моем переводе.
«Катарсис Кальве: как живопись спасла жизнь этому колоритному художнику»
Предыстория наркомана, ставшего художником, Жан-Марка Кальве,
сделала его героем документального фильма «Calvet».
Нет ничего лучше для привлечения внимания к мастеру, чем миф о «страдающем художнике», но история Жан Марка Кальве противоположна: искусство положило конец его страданиям. И это не миф, а реальность. Живопись буквально спасла жизнь Кальве. Об этом он говорит в удивительном документальном фильме «Calvet» британского режиссера Доминика Аллана.
Прожив насыщенную событиями жизнь в качестве военного наемника, полицейского, телохранителя преступного мира, беглеца от мафиозной мести, импресарио ночного клуба и пропащего наркомана, Кальве, в конечном итоге, достиг дна. Он провел много месяцев в одиночестве в своем никарагуанском доме, довольствуясь только наркотиками и параноидальным бредом. Но в тот момент, когда смерть была на пороге, произошло невероятное: Кальве открыл для себя живопись. Буквально обнаружил её – в виде банок с краской под лестницей, которые он начал размазывать по стенам.
«Вся моя ненависть вышла наружу», — говорит он. «Это было похоже на рвоту без остановки... Я увидел то, что было у меня внутри, что меня убивало».
Это было много лет назад. Сегодня Кальве является признанным художником, который выставляется в Нью-Йорке и чьи картины продаются по цене до 50 000 долларов. И от этих ранних абстрактных экспрессионистских рвот его стиль невероятно прогрессировал, через примитивные граффити до того, что теперь является его собственным отличительным стилем. Картины Кальве обычно сочетают в себе первобытную графику со сложными уровнями детализации — например, рычащее лицо с зияющим ртом оказывается татуировано крошечными маленькими фигурками и узорами, выполненными в смеси ярких цветов. Что-то вроде смешения Кита Харинга и Иеронима Босха.
«Я никогда раньше не рисовал. Ни одного штриха», — говорит Кальве. «Я ничего не знал об искусстве. Я слышал о Пикассо, вот и все. Когда я начинал рисовать, люди говорили мне: «О, ты рисуешь, как Джексон Поллок», я говорил: «Кто?» Затем я зашел в Интернет и набрал «Джексон Поллок», и это было похоже на «Вау!»
Кальве признает, что сначала он чувствовал себя необразованным самозванцем в мире искусства, но критики приняли его работу. Как писал о нем журнал Gallery and Studio, его статус самоучки «слишком легко может привести к тому, что он будет низведен до позолоченного гетто так называемого «аутсайдерского искусства» и лишен своего законного места в мире мейнстрима искусства, которому он определенно принадлежит».
Даже без красочной предыстории его картины завораживают, а при детальном рассмотрении становится понятно, что они выполнены с мастерством, терпением и почти монашеской преданностью. Они говорят сами за себя, на собственном уникальном, но понятном языке.
«Мне повезло, потому что люди могут посмотреть на мои картины и сказать: «Хорошо, это точно Кальве». Может быть, все было бы по-другому, если бы я пошел в художественную школу. Я никогда не искал «свой стиль». Кто-то вроде Пикассо так и поступал, но у меня не было выбора. Я просто делаю то, что могу. Мой мозг подобен моим картинам».
Веселый, скромный и маниакально рисующий, Кальве - идеальный документальный сюжет. Его мотивом для съемок фильма «Calvet» была не самореклама, а то, чтобы подтолкнуть его к избавлению от его прошлых грехов.
Подробно описав в начале фильма историю своей криминально-триллерной жизни, вторая половина фильма следует за попытками Кальве воссоединиться с теперь уже взрослым сыном, которого он бессердечно бросил много лет назад, соблазненный прибыльной работой телохранителем в Майами. Затем, обманув своего мафиозного работодателя и сбежав в Коста-Рику, а затем в Никарагуа, он жил светской жизнью владельца ночного клуба, пока паранойя, наркотики и воспоминания о его жестоком и оскорбительном прошлом не начали преследовать его.
«Я построил стену вокруг себя, чтобы защититься, но она стала моей тюрьмой», — говорит он.
Удивительная метаморфоза Кальве каким-то образом подтверждает максиму Пикассо о том, что все дети — художники, и что проблема в том, чтобы оставаться художниками, когда мы вырастем.
Документальный фильм Аллана иллюстрирует, как Кальве возродился через живопись, он заново открыл «настоящего» себя, изменив ужасное содержание, которым он жил.
Кальве описывает эту историю с отстраненностью другого человека.
«Я не убивал ужасную часть себя, — говорит он, — но я перестал с ним бороться. Я сел перед ним и сказал: «Хорошо, я больше не сражаюсь с тобой, потому что я не могу победить. Теперь я использую живопись, чтобы узнать тебя и понять, почему ты здесь». Я использую его, но теперь он не контролирует меня. Я использую свои дефекты, чтобы сделать что-то позитивное. Плохое становится хорошим. Может быть, кто-то может это сделать иначе, я не знаю».
"Создание фильма было невероятной терапией", - говорит Кальве. Сейчас он намного счастливей, но демоны продолжают преследовать его.
«Я счастлив и, если вы увидите изменения в моих картинах, вы это поймете. Раньше я рисовал для выживания, теперь я делаю это, чтобы сделать свою жизнь лучше. Я не думаю, что я одинок в этом».
Есть ли опасность, что избавление от деструктивного может убить источник его вдохновения?
«Нет, я не думаю об этом. Я не думаю о том, что я делаю. Для меня это сложно, потому что я не такой умный. Но если однажды я проснусь и в моей голове ничего не будет, я сделаю картину об этом!»
The Guardian, Steve Rose, twit - @steverose7, Втр 6 Дек 2011 17.01 GMT https://www.theguardian.com/artanddesign/2011/dec/06/jean-marc-calvet-artist-painting
Информация о картине «Незнакомец»,
которая проиллюстрирует обложку книги.
Картина Жан Марка Кальве «Незнакомец» станет иллюстрацией обложки книги «Торговец дыма» — это смесь фактов и фантазий. Она является автопортретом и содержит комбинацию того, что произошло с автором, и того, что он хотел бы вместо этого в своей жизни.
Оригинал картины Жан Марка Кальве "Незнакомец" (180x140см. акрил) находится в Музее Института Искусств Флинта, штат Мичиган. (Flint Museum Michigan, USA)
Институт искусств Флинта - второй по величине художественный музей в Мичигане и одна из крупнейших школ искусств в Соединенных Штатах, связанных с музеями.
Каждый год музей посещает более 160 000 человек. Более 90 лет музей несет ответственность за приобретение, защиту и представление коллекции произведений искусства и артефактов, охватывающих весь земной шар.
Коллекция музея Института Искусств Флинта, насчитывающая более 8 500 объектов, важна тем, что содержит важные европейские и американские объекты, картины и скульптуры начиная с 15 века и до наших дней, а также обширные коллекции декоративно-прикладного искусства, в том числе важные этнографические собрания датируемые пятью тысячелетиями.
Подробно о Жан Марке Кальве по ссылке - https://jean-marc-calvet.taplink.ws
#торговецдыма